Россия имеет уникальное географическое преимущество, которое является скрытым драйвером роста экономики. Речь идет о логистике внутренних водных путей. Другими словами, о перевозках по рекам.
К сожалению, логистика внутренних водных путей в последние десятилетия находится в перманентном кризисе. Падает грузооборот, идет обмеление важных участков и т.д.
Одним из немногих успешных маршрутов, который является, скорее, исключением из правил, является Волго-Донской канал. Однако сейчас не о нем.
К счастью, в настоящий момент имеются реальные предпосылки к возрождению речных грузоперевозок. Но обо всем по порядку
Путин и Белоусов
Пару лет назад проект возрождения русских рек инициировал сам Президент Владимир Путин. Это стало первым шагом к началу работы. Путин поручил правительству разработать и предоставить соответствующий план.
Предыдущий состав правительства, в котором первую скрипку по экономическим вопросам играл Антон Силуанов, это сделал. Однако проект получился достаточно сырок и не совсем понятный.
Был разработан федеральный проект "Внутренние водные пути", который вошел в Комплексный план модернизации инфраструктуры (КПМИ). Общая стоимость - 276 млрд. рублей. Согласно нему, предполагалось нарастить речные перевозки на 70 млн. тонн. Правда, как получить этот результат, понятно не было. Один из ключевых проектов плана - строительство Нижегородского гидроузла - был отложен в долгий ящик по причине рассогласованности органов власти. А ведь именно Нижегородский гидроузел способен обеспечить рост пропускной способности на Волге благодаря 8-9 месячной навигации.
После прихода нового правительства Мишустина-Белоусова "Внутренние водные пути" подверглись изменению. Правда, произошло это не сразу. Изначально о плане вообще не говорили, потом и вовсе исключили из КПМИ.
Данная информация вызывала тревогу и непонимание. Особенно учитывая тот факт, что за транспортную отрасль в правительстве отвечает Андрей Белоусов, ведь в парадигме государственного капитализма именно логистика и транспортная инфраструктура играют одну из ключевых ролей.
Но развязка оказась оптимистичной. Федеральный проект "Внутренние водные пути" был исключен из КПМИ для того, чтобы "пойти на повышение". Под развитие речных перевозок в настоящий момент разрабатывается отдельный Национальный проект. Данный факт говорит о том, что речным перевозкам уделено повышенное внимание на уровне Президента.
Нацпроект будет разделен на три части:
Развитие сети внутренних водных путей (инфраструктура)
Развитие перевозок и инфраструктуры водного транспорта (непосредственно корабли)
Безопасность и экологичность перевозок
Особое внимание я бы обратил на вторую часть. Если строительство инфраструктуры является делом техническим, то обновление речного транспорта (с чем у нас проблемы) является более сложной задачей. Для этого, помимо достаточного объема финансов, должны быть созданы соответствующие технологичные производственные мощности. В принципе, в России таковые имеются, и нам больше нет нужды заказывать корабли за границей. Но смогут ли они удовлетворить весь необходимый объем строительства судов, учитывая масштабные планы - большой вопрос.
Таким образом, мы видим четкую структурированность Нацпроекта. В ходе его реализации предполагается увеличить объем перевозок по рекам до 180 млн. тонн, а также ввести в эксплуатацию 191 гидротехнический объект.
Из негативных моментов следует выделить то, что подробно проект только прорабатывается, и его практическая реализация начнется не раннее середины следующего года.
Однако учитывая тот факт, что развитие внутренних водных путей контролируется на самом высоком уровне (Президентом), а реализацией плана занимается Андрей Белоусов, имеет уверенность, что в этот раз дело будет доведено до конца.
Post A Comment:
0 comments: