Сергей Юльевич Витте – один из самых успешных министров финансов России. Благодаря его реформам на рубеже XIX-XX вв. Россия вышла на первое место по темпам промышленного роста. Модернизация железных дорог по всей стране, строительство КВЖД, стабилизация рубля, гос.монополия на водку – все это было проведено по его инициативе.
Кроме того, по инициативе Витте был составлен и обнародован октябрьский манифест 1905 года, остановивший развитие первой русской революции 1905 года. Благодаря его усилиям были проведены успешные русско-японские переговоры в Америке, позволившие России выглядеть достойно в глазах мирового сообщества и не выплачивать контрибуцию, как проигравшей стороне.
Где родился, какое получил образование и как строил карьеру в Управлении Одесской ЖД Сергей Юльевич Витте
Сергей Витте в молодости.
Витте родился в Тифлисе, где его отец служил начальником департамента государственных имуществ кавказского наместничества. Детство Сергей провёл в этом городе, в его гимназическом аттестате стоит единица за поведение – шаловливый, энергичный мальчик не отличался смирным нравом. Серёжа получил тройку на экзамене по французскому языку, а после экзамена дождался своих экзаменаторов и закидал их грязью. Отец отправил старших сыновей – Александра и Сергея, для дальнейшей учёбы в кишинёвскую школу-пансион, по окончании которой Александр поступил в кадетский корпус, а Сергей стал студентом физико-математического факультета новороссийского университета в Одессе.
У Сергея оказались недюжинные способности к математике, он стал успешным студентом, и по окончании ВУЗа ему даже предлагали остаться на кафедре в качестве преподавателя, стать учёным. Но Витте был практиком по своей сути. К тому же, его отец неудачно вложил все деньги семьи в предприятие, которое прогорело, после смерти отца остались одни долги, и молодому Витте срочно было нужно искать высокодоходное место, чтобы помочь семье.
Благодаря семейным связям и покровительству министра путей сообщения графу Бобринскому, знавшему отца, Сергей Витте устраивается на работу в Управление Одесской железной дороги. Он целенаправленно осваивает рабочие профессии, связанные с обеспечением функционирования железных дорог, быстро вникает во все тонкости железнодорожной службы и делает выводы о недостатках в этой сфере. Одесская ЖД пользовалась у публики дурной репутацией: поезда часто сходили с рельс, в вагонах укачивало, машинисты в рабочее время часто поднимали себе настроение спиртным, и Витте горел энтузиазмом в корне изменить ситуацию. За время стажировки он вырос до должности начальника станции, а после – был назначен управляющим конторы движения Одесской ЖД. Он быстро завоевал уважение среди коллег – на его участке всегда были порядок и дисциплина.
Во время русско-турецкой войны Витте удаётся наладить бесперебойное хождение поездов на балканском направлении – ввёл бригадный метод работы машинистов, и был замечен. Его направили служить в столицу в правление акционерного общества Юго-Западных железных дорог. Кроме того, Витте, как опытного практика, включили в состав специальной комиссии по подготовке единого устава железных дорог. В Петербурге Витте было неуютно, его недолюбливали за прямолинейность, резкость, жестковатость. Его считали провинциалом и выскочкой. Многих раздражала его демократическая манера общения с подчинёнными. Поэтому вскоре Витте переехал в Киев и занял должность управляющего Обществом Юго-Западных железных дорог. К работе Витте подходил творчески – ему, к примеру, принадлежит идея использования в поездах металлических железных подстаканников. Именно он разработал железнодорожные тарифы, которые способствовали модернизации и развитию железных дорог. Витте ввёл в практику выдачу ссуд под хлебные грузы. Благодаря этим новшествам железные дороги стали невероятно прибыльными.
Как Витте заслужил доверие самого императора Александра III и получил должность министра путей сообщения
Крушение поезда с Александром III.
Осенью 1888 года с летнего отдыха в Крыму возвращалась семья Александра III. Царский поезд был большим по своей длине, а сам государь предпочитал перемещаться на высоких скоростях. Произошла серьёзная авария, поезд слетел с рельс. Железную дорогу в те времена строили, как правило, не профессионалы, а солдаты и арестанты – самая дешёвая рабочая сила. Поэтому рельсы и насыпи были слабо укреплёнными. Учитывая эти факторы, Витте за два месяца до этого происшествия выражал беспокойство по поводу безопасности царского поезда, о чём написал доклад в министерство путей сообщения.
Теперь Александр III вспомнил об этом и настоял на том, чтобы Витте включили в комиссию по расследованию, а затем и вовсе предложил ему должность директора департамента железнодорожных дел при министерстве финансов. Быстрый ум и практическая хватка обеспечили Витте стремительный рост карьеры. Через год он был назначен министром путей сообщения, а ещё через год занял место министра финансов. В его руках оказалась большая реальная власть, ведь финансы – кровь экономики. От него теперь зависело, куда они будут направляться.
Госмонополия на водку – Витте спаивал народ?
Одним нововведением Витте мы пользуемся по сей день: именно он придумал использовать в поездах металлические подстаканники.
В 1894 году Витте ввёл в России винную монополию, в результате чего успешно пополнил государственную казну. Владельцы винокурен должны были продавать спирт-сырец только государственным предприятиям. Была установлена эталонная 49-градусная крепость «хлебного вина» – так называли тогда водку, в этом принимал участие известный российский химик – Дмитрий Менделеев.
Но министр подвергся нападкам в прессе, его обвиняли в спаивании народа. Но это скорее были заказные материалы: реформа Витте затронула интересы частных производителей, которые до этого успешно спаивали население, но деньги шли не в казну, а им в карман.
В чём состояла суть финансовой реформы Витте?
С. Ю. Витте на посту министра финансов.
За одиннадцать лет на посту министра финансов Витте сделал невероятно много для Российской экономики. Была построена транссибирская магистраль, соединившая Москву с Дальним Востоком, при этом по договорённости Витте с китайским руководством, южная ветка магистрали Китайской ЖД проходила через Маньчжу́рию, что сильно сокращало путь и укрепляло влияние России на восточных рубежах. Были модернизированы уже имеющиеся и построены новые линии ЖД по всей стране, что способствовало развитию торговли и промышленности. Витте начал подготовку к аграрной реформе, по которой предусматривались ссуды для покупки земли крестьянами, развитие хуторов, поощрение переселенцев в Сибирь. Эти меры позволили бы преодолеть стремительное обнищание крестьянства. Но противники такой реформы – консерваторы и сторонники «охранительной» политики в аграрном вопросе во главе с министром внутренних дел Плеве победили – проект не был допущен к реализации (эту реформу позже воплотит в жизнь Столыпин).
Но самое главное – Витте из-за неустойчивой цены на серебро отменил бивалютную систему обеспечения рубля и ввёл золотой стандарт. Повысилась конвертируемость рубля, но даже не это было главным. Важнее было то, что благодаря этому вложения в российскую экономику зарубежных инвесторов стало делом перспективным. А денег для индустриального рывка требовалось много. Результат реформы – бурными темпами начали развиваться добывающая, промышленная и торговая отрасли экономики страны.
За что Николай II наградил Витте орденом Андрея Первозванного и подарил ему титул графа
Русско-японская война. Переговоры о мире. С. Ю. Витте – в центре.
При Александре III Витте чувствовал колоссальную поддержку и уверенно проводил в жизнь свои идеи. В начале своего правления Николай II тоже прислушивался к нему – так ему завещал отец, слушаться во всем этого человека. Но со временем напористость, энергичность министра и его покровительственный тон стали раздражать императора. Он сместил Витте с поста министра финансов и назначил на высокую, но декоративную должность председателя кабинета министров.
Но через два года после этого о нём вспомнили. Россия потерпела унизительное поражение в войне с Японией, нужно было кого-то отправить на двусторонние переговоры, которые должны были состояться в Америке. Витте соглашается выполнить это поручение. В Портсмуте Витте понял, что его главной задача – расположить к России общественное мнение. И он сделал для этого все возможное. Витте удалось добиться мира на более выгодных для России условиях, чем этого можно было ожидать. Пришлось уступить половину Сахалина, зато не нужно было выплачивать контрибуцию. За успешно проведённые переговоры ему вручили орден Александра Первозванного и пожаловали графский титул.
Как сложилась судьба министра-максималиста после революции 1905 года
Несмотря на огромные заслуги перед страной, Витте всегда оставался объектом нападок со всех сторон — его ненавидели и аристократы-царедворцы, и интеллигенты-демократы, и революционеры-социалисты.
В октябре 1905 года по России прокатилась волна забастовок. Витте, с мнением которого было теперь невозможно не считаться, предложил императору провести либеральные реформы. Николай II колебался – он не был готов расстаться с абсолютной властью. Но ситуация накалялась, забастовки грозили перерасти в революционное движение, поэтому император поручил Витте разработку нового законодательного акта России. Манифест был обнародован 17 октября 1905 года. В нём государь даровал своим подданным свободу совести и слова, право на собрания и создание партий. Было объявлено о создании Государственной Думы.
После подписания манифеста Витте был назначен председателем вновь созданного совета министров. Он вновь имел в руках огромные властные полномочия. На этом посту он пробыл ровно полгода – столько потребовалось времени на усмирение восстания. А потом Витте отправили в окончательную отставку. На него объявили охоту монархисты – черносотенцы из «Союза русского народа» – ходили слухи, будто он хочет быть президентом российской республики.
20 января 1907 года Витте обнаружил у себя в камине взрывное устройство – оно чудом не сработало. Отошедший от дел Витте пишет мемуары, о чём становится известно царю. И конечно, тот не ждал, что в этих воспоминаниях его образ будет представлен безупречно. Того же боялись и сановники высокого ранга. В 1915 году Сергей Юльевич Витте сильно простудился и в результате осложнения скончался. Это произошло 13 марта в Санкт- Петербурге. Все попытки найти и уничтожить его мемуары были тщетными – бумаги хранились в зарубежном банке. В 1921 году его воспоминания были напечатаны в Германии, и по сей день они являются ценным источником информации.
Post A Comment: