Эль Греко (Доменикос Теотокопулос).(1541,Крит г.Кандия-1614, Толедо) Dominico el Greco.
В мировой истории живописи творчество художника Эль Греко занимает особое положение.
О жизни Эль Греко известно крайне мало, сведения о нем скудны и отрывочны.
Мы не знаем ни одного его достоверного автопортрета, ибо все его изображения предположительны.
Последующие поколения предали искусство толедского мастера забвению вплоть до начала XX века.
Время не только стерло имя Эль Греко из истории искусств на несколько столетий, но и уничтожило напоминания о нем в городе, где прошла большая часть жизни художника: могила с прахом Эль Греко исчезла, дворец маркиза де Вильены, где он жил, был разрушен.
Но осталось самое прекрасное — его картины.
Христос несущий крест. Около 1602 г.Холст,масло, 108-78 см,Из музея Троицы
Троица.1577-1579гг. Холст, масло. Размеры:300-179 см.
Плат с ликом Христа.1586-1595 гг.Холст, масло.71-54 см.,Приобретена в 1944 г.
Крещение Христа.1597-1600гг.Холст, масло.350-144 cм.Поступила из монастыря Святой Троицы.
"Крещение Христа" было предназначено для ретабло большого алтаря церкви августинцев доньи Марии де Арагон в Мадриде. Это единственный заказ, выполненный Эль Греко для Мадрида.
Филипп II недостаточно ценил художника из-за его неестественного и далекого от религиозных целей, провозглашенных Контрреформацией, стиля.
Для создания масштабных полотен на религиозные темы художник предпочитал холсты в форме вытянутого прямоугольника, в котором высота почти в два раза превышает ширину.
Подобные пропорции усиливали вертикальность фигур и позволяли писать сцены в двух уровнях.
В нижней части этой работы фигуры более телесные, земные, а в верхней, отведенной для божественных явлений и ангельских хоров, сияющий свет почти растворяет образы.
Все действие словно охвачено бурным, непреодолимым движением.
Иоанн Креститель льет на голову Христа святую воду, которая словно исходит из сияющего света, дарованного Богом Отцом и Святым Духом, символом которого является голубь.
От всей композиции исходит ощущение возвышенной духовности.
Художник жил в Венеции ,учился у Тициана;испытал влияние Тинторетто и Я.Бассано, с 1570г. работал в Риме, где изучал произведения Микеланджело. Ок.1576г. переехал в Испанию, обосновался в Толедо. Писал картины на религиозные сюжеты, а также портреты и пейзажи.
В мировой истории живописи творчество художника Эль Греко занимает особое положение.
Его трудно отнести к какой-либо из школ того времени, он не оставил после себя учеников, да и само его искусство с точки зрения необычных изобразительных форм не только вышло за пределы какой-либо национальной школы, но и далеко опередило свое время.
Распятие.1597-1600 гг.Холст, масло.312-169 см.Из музея Троицы в 1872 г.
Итальянцы и испанцы называли Доменико Теотокопулоса Греком, под этим именем он и вошел в историю искусства.
Само прозвище Эль Греко возникло от смешения двух языков, ибо по-итальянски оно должно было звучать как Иль Греко, а по-испански — Эль Гриего.
Даже этот факт показателен для необычной судьбы художника, уроженца острова Крит, сформировавшегося в Италии и нашедшего в Испании не только вторую родину, но и почву, наиболее благоприятную для развития блистательного расцвета своего таланта.
Воскресение Христово.1597-1600 гг.Холст, масло.275-127 см.Из музея Троицы в 1872 г.
Большую часть жизни художник провел в Толедо. Но прежде чем приехать на Пиренейский полуостров, он много лет работал в Италии.
Мировоззрение Эль Греко сформировалось в стране самой развитой гуманистической культуры.
Естественно, что его отношение к искусству было независимее, чем у современных ему испанских живописцев. Произведения Эль Греко, написанные на религиозные сюжеты, проникнуты философскими размышлениями о судьбах людей.
В созданных образах он синтезировал свои представления о человеческих характерах.
Возвышенная одухотворенность образов, мистическая экзальтация сближает искусство Эль Греко с маньеризмом и выражает кризисное состояние художественной культуры позднего Возрождения.
Сошествие Святого Духа.Ок.1600г.Холст, масло.275-127 см.
Происходит из монастыря Святой Троицы.
К началу ХVII в. композиции Эль Греко становились все более вертикальными, подвергаясь почти ирреальной деформации, насыщенной мистическим напряжением и фосфоресцирующим светом.
Это полотно (некоторые исследователи датируют его последним десятилетием деятельности художника)- характерный пример его позднего творчества и является наиболее выразительным доказательством его поисков.
Благовещение.1597-1600гг.Холст, масло.315-174см. Главный алтарь Коллегии Доньи Марии де Арагон.
Благовещение.Ок.1570-1572гг.Дерево, масло.26,7-20 см.
Поклонение пастухов.1612-1614гг.Холст, масло.319-180 см.
Святая семья со святыми Анной и Иоанном Крестителем.Около 1600 г.Холст, масло.107-69 Из музея Троицы
Святой Иоанн Евангелист.1605 г.Холст, масло. 99,7-78 см.,Подарена в 1921
Святые Андрей и Франциск.1595 г.Холст, масло. 167-113 см.,в музее с 1942
Портрет монаха.1600-1650 гг.Холст, масло. 35-26 см.,В коллекциях музея с 1916 г.
Рыцарь, прижавший руку к груди.Ок.1580г. Холст, масло. 81-66 см. Происходит из коллекции герцога Арко.
Искусство художника позволило превратить этот портрет в настоящий шедевр. Перед нами знатный испанец ХVI в., поза которого одновременно свидетельствует и о его вере, и о его положении, и о желании защищать и то, и другое с мечом в руках.
Несмотря на плохую сохранность картины (левая рука полностью утрачена), это один из лучших портретов Эль Греко, написанный им в Толедо в начале его пребывания в Испании. Острый взгляд и удлиненная форма лица портретируемого, возможно, напоминает о Греции и византийском влиянии, что будет ощущаться во всех работах Эль Греко.
Среди многочисленных предположений о личности модели есть и упоминание о Сервантесе, с которым художник мог общаться, так как писатель жил в Толедо в те же годы, что и он.
Рукоять меча-еще одна деталь, свидетельствующая о знатном положении портретируемого.
Это изысканное произведение ремесленников напоминает о том, что Толедо славился производством холодного оружия, поскольку здесь находились лучшие в Испании мастерские.
Портрет неизвестного.Ок.1600г.Холст, масло. 46-43 см. Из королевских собраний
Это произведение принадлежит к шедеврам портретного искусства мастера. Все скрыто, погашено в поблекшем благородном лице, и лишь прекрасные скорбные глаза полны влажного блеска, и взгляд их, удивительный по своей проникновенной взволнованности, словно отражает сложное душевное движение.
В облике неизвестного все намеренно заострено: костистая структура головы, тонкие черты худого лица, очертания фигуры с покатыми плечами.
Написанный наиболее пастозно высокий гофрированный воротник служит как бы пьедесталом для головы, контрастируя своей материальностью и белизной с плоским пятном черной одежды. Необычный, близкий к квадрату формат портрета создает вокруг фигуры широкий пространственный фон, построенный на прозрачных лессировках.
Образ как бы живет в воздушной среде, пронизанной серо-золотистыми тонами, которым вторит изменчивый тон светлых глаз портретируемого. Лицо с легкими серебристыми тенями, редкие мягкие пряди седеющих волос написаны свободно, вдохновенно, с безупречным чувством живописной формы. Оба отмеченных нами портрета находятся в музее Прадо.
В одном зале собрано немало удачных портретных работ Эль Греко.
Однако ни одно произведение не достигает той захватывающей человечности, которая присуща скромному образу неизвестного стареющего испанского идальго.
Портрет врача.1582-1585 гг. Холст, масло. 96-82,3 см.Из королевских собраний
Портрет мужчины.1600-1605 гг.Холст, масло.64-51 см.Из королевских собраний
Портрет молодого джентльмена.1600-1605 гг.Холст, масло.65-49 см,Из королевских собраний
Херонимо де Чеваллос.1613 г.Холст, масло. 64-54 см,Из королевских собраний
Портрет джентльмена. Около 1586 г.Холст, масло.67-55 см,Из королевских собраний
Святой Антоний падуанский.1580 г.Холст, масло.104-79 см,Из музея Троицы в 1872 г.
Святой Бернард.1603 г.Холст, масло. 269-144 см,Приобретена в 1902 г.
Святой Бенито.1577-1579 гг.Холст, масло. 116-81 см.,Из музея Троицы в 1872
ПРАДО. МАДРИД
И решила добавить четыре картины из музея Метрополитен ,Нью-Йорк
Видение святого Иоанна.(Снятие пятой печати)1609-1614гг.Холст, масло,224,8-199,4 см.
В коллекциях музея с 1956г.
Поздние работы Эль Греко («Лаокоон», «Снятие пятой печати»), в которых воображение художника принимает причудливые, ирреальные формы, не были поняты современниками.
В его картинах грани между землей и небом стираются; пропорции человеческих фигур неестественно вытягиваются. Эль Греко отошел использовал для своей картины нетрадиционный сюжет - из Книги Откровения, написанного Апостолом Иоанном на острове Патмос.
Речь идет о снятии Агнцем Божьим, т.е. Иисусом Христом пятой из семи печатей.
Снятие каждой из них знаменуют трагические события для людей, до самого конца света.
И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?
И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число.
И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь.
И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои. И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих.
И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?
Откровение 6:9-17
Чудо исцеления слепого 1574-1578гг.
Св.Иероним, как кардинал 1600
Эль Греко -Вид Толедо- 1604-1614
Post A Comment:
0 comments: