Почему Ленин предпочитал ходить без охраны, какими мифами обросла тема покушения на советского лидера и какие факты за ними скрыты?

СВЕТЕНКО: У микрофона Андрей Светенко. Сегодня мы поговорим, пожалуй, о наиболее известном событии столетней давности – 1918-й год, начало гражданской войны, красного и белого террора, о покушении на Ленина, совершенного Фани Каплан. Это произошло 30 августа 1918 года в Москве. Наш гость сегодняшний – доктор исторических наук, заместитель председателя Совета НИПЦ "Мемориал" Константин Николаевич Морозов. Специалист по теме гражданской войны, анализу политических сил, особенно по противостоянию между левыми и еще более левыми, между социалистами-революционерами и большевиками. И обещал нам рассказать о ранее не известных фактах, которые ему удалось обнаружить, работая в архивах. Не правда ли, Константин Николаевич? Потому что долго я это все говорил, а вам слово так еще и не предоставил.
МОРОЗОВ: Да. Тема покушения на Ленина 30 августа 18-го года действительно одна из самых известных из других сюжетов гражданской войны. И за последние годы появилось огромное количество самых-самых-самых разных версий, и вокруг нее довольно много чего напридумывали и нагородили. Но тут нужно сказать, что архивные поиски и поиски информации, касающейся различных сюжетов, различных свидетельств вот этой истории, они позволяют помаленечку, потихонечку канву событий, вот эти кусочки рассыпанной мозаики восстанавливать. Проблема заключается в том, что и власти, большевистские власти сразу же начали это дело фальсифицировать и изображать так, как им было это выгодно, начиная с того, что это покушение сразу же приписали правым эсерам и затем провели судебный процесс над эсерами в 22-м году, обвинив их именно в том, что это было сделано по приказу и с ведома центрального комитета. И многие, и многие из других сюжетов, они, в общем-то, обросли мифами, в том числе и сама фигура Каплан, вокруг которой сознательно был создан миф как такой вот…
СВЕТЕНКО: Константин Николаевич, мне все-таки хочется по порядку.
МОРОЗОВ: Давайте.
СВЕТЕНКО: Понимаете, я уверен, что многие просто не знают, а где этот завод Михельсона или имени Михельсона, как сейчас многие вот мне студенты рассказывают, как будто бы это деятель какой-то. Значит, ситуация, контекст. Это начало гражданской войны полномасштабной, это фронты, это террористические акты. После убийства царской семьи, расправы над императорской семьей Романовых, по-моему, все шлюзы для того, чтобы потоки крови пролились, были уже открыты. Я, кстати, процитировал красную газету, которая вот после известий о покушении на Ленина начала грозить красным террором: "пусть прольются реки крови". В тот же день в Петрограде был убит Моисей Урицкий – председатель петроградской ЧК. В общем, все было напряженно. И вопрос-то для начала самый элементарный: а где была охрана? Почему, значит, вот те, кто охранял то же ЧК на Московской и Ленина, вообще допустила ситуацию, когда он, сходя с трибуны, выступая на митинге рабочих завода Михельсона, вдруг оказался доступен для случайно прошедшей специально для того, чтобы совершить этот выстрел, Фани Каплан? Это чья-то все-таки недоработка была? Можно об этом говорить?
МОРОЗОВ: Нужно говорить о том, что Ленин не хотел охраны и не пользовался охраной. И во время покушения 1 января 18-го года, и в последующем он всегда старался обходиться без охраны...
Axact

Sergey

Люди не знают, чего хотят, до тех пор, пока им это не предложат. Фредерик Бегбедер

Post A Comment:

0 comments: